Довольно часто при продаже – покупке квартиры или дома на вторичном рынке в договоре не указывается настоящая сумма, уплаченная покупателем. Что делать, жизнь сейчас трудная и экономить стараются все. В этой статье затронем правила написания расписки: как оформлять и что должно быть обязательно указано в этом документе. А то, что простой лист бумаги с рукописным текстом превращается в документ при грамотном оформлении, доказывать дееспособному человеку вряд ли нужно.
Правила составления расписки
Реальная жизнь заставляет сокращать расходы, где только возможно. Указав заниженную цену, продавец платит меньший налог со сделки. Разницу между рыночной ценой и указанной в договоре купле-продаже обычно передают с рук на руки или через банковскую ячейку.
В этом случае покупателю необходимо подстраховаться и предложить продавцу написать расписку о получении наличных денежных средств. Причем собственноручно и по всем правилам оформления подобных документов. К помощи нотариуса прибегать необязательно: по закону расписка может не регистрироваться нотариально. Она сама по себе является документом.
Наличие документального подтверждения передачи денег обязательно: ведь при возникновении сложностей с продавцом в дальнейшем, именно расписка докажет факт передачи наличных средств. При условии, что документ оформлен юридически грамотно. А именно:
Текст должен быть написан без исправлений, зачеркиваний и помарок (плохо написанные буквы, неразборчивый почерк не допускаются). Используется только шариковая ручка синего цвета.
Писать расписку должен тот, кто получает наличные – в спорных случаях можно назначить почерковедческую экспертизу.
Примерный текст должен выглядеть так: «Я, (такой-то с полным указанием ФИО и паспортных данных) получил от такого-то (ФИО с паспортными данными) сумму в размере … (сумма цифрами и прописью) рублей в качестве доплаты по сделке (указывается квартира или дом по адресу, номер договора купли-продажи). Денежная сумма получена полностью. Претензий к (ФИО покупателя) не имею».
Важный момент: сумму обязательно прописать два раза. Цифрами и прописными буквами. При возникновении судебных разбирательств в дальнейшем суд принимает во внимание в первую очередь запись суммы переданных денег, сделанную в буквенном виде.
Паспортные данные должны быть указаны в развернуто: адрес постоянной и временной (если есть) регистрации, где, кем и когда был выдан паспорт, серия и номер удостоверения личности.
На документе нужно обязательно проставить дату и место составления расписки. Дата пишется обязательно прописью.
В конце расписки в правом и левом углах указываются в развернутом виде ФИО продавца и покупателя. Все скрепляется подписями сторон.
Кто имеет право писать расписку
Как уже писалось выше, при расчете наличными, документ оформляет тот, кто принимает денежные средства. Учтите: поставить подпись и взять деньги может только сам владелец недвижимости или его уполномоченный представитель. Факт полномочий должен быть подтвержден нотариально заверенной доверенностью. Это может быть агент или родственник собственника недвижимости. Но проверить действительность доверенности обязательно. Ведь деньги на кону немалые.
Хранится расписка у покупателя. Закладывается в обычный прозрачный файл для сохранности от загрязнений и отправляется на долгосрочное хранение. Для спокойствия нового владельца квартиры или дома. Ведь при соблюдении всех выше описанных правил оформления расписки беспокоиться новому владельцу недвижимости не будет причин. Удачи.
Сохраните, чтобы не потерять